- АЛОГИЗМ
АЛОГИ́ЗМ (от греч. а отрицательная частица и logismós разум), непредсказуемое совмещение понятий; сознательное нарушение логических связей в художественном произведении. А. проявляется как в пределах словосочетания (С. И. Соболевский о «Гавриилиаде» А. С. Пушкина: «прелестная пакость»; также Оксиморон, Парадокс), так и короткого синтаксического отрезка: «Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку Так мне жаль стало Тебя, матушка: ты так устала колотя батюшку» (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). А. может также разрастаться до алогичного сюжета, образа и т. п. и в этом качестве нередко сочетается с гротеском, но в отличие от него не требует фантастической образности. А. или смещает пропорции в границах вполне правдоподобных (проза Д. Хармса, «Процесс» Ф. Кафки), или служит для выражения странно-необычного, даже абсурдного (пьесы Э. Ионеско, С. Беккета). А. особенно ощутим, когда он нарушает «естественное» представление о предмете, явлении («арбуз в семьсот рублей», «суп из Парижа», о которых рассказывает Хлестаков в «Ревизоре» Н. В. Гоголя) и возникает внутри логически мотивированного отрезка текста (ср. сопоставительную характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя «Как поссорились »; о различных видах А. в речи повествователя см. Манн Ю., Поэтика Гоголя, М., 1978, С. 11013).
А. М. Песков.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.